Новости

Маркетинговые исследования: CAPI или PAPI? Найди 7 отличий….

Следуя за мировыми трендами, исследовательские агентства Беларуси  отказываются от бумажных анкет при опросах PAPI (Paper and Pen Interview) в пользу планшетов CAPI (Computer Assisted Personal Interviewing - cистема персонального интервьюирования, при которой интервьюер, задавая вопросы и фиксируя ответы на них, использует специальное программное обеспечение, установленное на компьютере, планшете или смартфоне).

 

Например, в белорусском офисе МАСМИ большинство опросных проектов проводятся на планшетах, и в течение 2017 года планируется постепенный отказ от анкет на бумаге.  Переход на CAPI связан с определенными затратами на покупку оборудования и обучение персонала, но использование данного метода дает ряд преимуществ и для агентства, и для клиента по сравнению с традиционными бумажными анкетами.

 

Затраты на CAPI – это, в первую очередь, покупка оборудования и программного обеспечения.  И то, и другое постепенно устаревает и требует обновления, поэтому нужно быть готовым к тому, что эти вложения не будут разовыми. В агентстве эти затраты окупятся быстрее с учетом большого количества проектов для разных клиентов. Также можно рассмотреть вариант найма интервьюеров со своими устройствами, но наш опыт показал, что отклик в этом случае не очень высокий. И вам надо будет учитывать, что вы начинаете работать с новичками, которые не имеют опыта и никаких обязательств перед вами. Также гораздо сложнее не допустить утечку информации, нарушив тем самым договор конфиденциальности с клиентами. Еще одна статья расходов – это обучение персонала и организация службы поддержки. По нашему опыту обучение работе с программным обеспечением для опросов не занимает много времени: интерфейс, как правило, дружелюбный и очень понятный. Обязательно нужно будет потратить время на объяснение всех нюансов контроля, чтобы интервьюеры случайно или намеренно не отключали аудиозапись и GPS.  При работе с планшетами, как и с любой другой техникой, могут возникать различные вопросы и неполадки.  Необходимо позаботиться о том, чтобы в этом случае интервьюеры могли получить удаленную консультацию технического специалиста. Если клиент хочет самостоятельно проводить CAPI опросы, то обязательно нужна предварительная оценка всех затрат – с небольшим количеством исследований выгоднее будет обратиться в агентство.  

 

1) Сокращение сроков проекта.  Используя CAPI не нужно пересылать анкеты в регионы и обратно.  Этап ввода также отсутствует – после опроса данные анкеты в течение нескольких секунд пересылаются на сервер. Само интервью проходит гораздо быстрее: переходы между вопросами происходят автоматически, карточки использовать не нужно – все картинки, подсказки с вариантами ответа сами появляются на экране в нужный момент.

 

Опрос МАСМИ в торговых точках

 

2) Снижение стоимости исследования. При переходе на CAPI сокращаются сразу несколько статей расходов: печать бланков, их пересылка в регионы и обратно, затраты на ввод данных и визуальную проверку заполненных анкет.  

 

3) Новые возможности контроля. Ведется полная аудиозапись всех интервью, при проверке прослушивается 30-50% записей, которые отбираются случайным образом. При выявлении серьезных нарушений работы интервьюера все записи его интервью в проекте обязательно прослушиваются. По желанию клиента может быть проведена 100% прослушивание всех записей по проекту, также записи могут быть предоставлены клиенту. Также при помощи GPS-трекинга отслеживаются передвижения интервьюера при проведении опроса. При маршрутной выборке это позволяет легко контролировать выполнение заданных условий такого проекта. Автоматически фиксируется и точное время заполнение анкеты, что может быть важным условием некоторых опросов.

 

Отслеживание маршрута интервьюера при опросе

 

4) Повышение точности. Программное обеспечение для опроса исключает нарушение хода интервью, неверные переходы и пропуск вопросов. Варианты ответов или блоки вопросов идут в запрограммированном порядке – и соблюдение всех этих условий в любой момент можно проверить.

 

5) Новые возможности при опросе.  То, что сложно объяснить респонденту словами, теперь можно показать: изображения, звуки, видео – все интегрируется в электронный опросник и легко демонстрируется (никаких пачек с карточками вариантов ответов и дополнительными картинками).

 

6) Отсутствие ошибок при заполнении. Программа автоматически проверяет соответствие ответов предыдущим (например, если респондент регулярно потребляет какую-либо марку, то он должен ответить на вопросы по ней) и не будет продолжать опрос при выборе неправильного варианта или пропуске вопроса.  Визуальный контроль анкет также становится неактуальным, т.к. пропуск каких-либо вопросов или взаимоисключающие ответы программа просто не допускает.

 

7) Привлекают респондентов.  К опросам с бумажными анкетами все уже привыкли, а вот планшет – это что-то новое.  Интервьюер с планшетом вызывает больше доверия (если доверили технику – значит человек действительно на работе, и эта работа важна). Опрос на планшете занимает гораздо меньше времени, сокращая число респондентов, отказывающихся от длительных интервью.